Проект рекультивации нарушенных земель


Основанием для разработки проекта рекультивации являются:

-     Федеральный закон «Об охране окружающей среды»» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ;

-     Федеральный закон «О недрах» от 03.03.1995г. № 27-ФЗ;

-     ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения»;

-     ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель»;

-     ГОСТ 17.5.1.0-86 «Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель»;

-     ГОСТ 17.5.1.02-85 «Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации».

 

Описание

   Проект рекультивации земель предусматривает комплекс горнотехнических, инженерных, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других мероприятий, направленных на восстановление биологической продуктивности и народнохозяйственной ценности отработанных промышленными работами или иными работами земельных площадей, а также улучшение состояния окружающей среды.

   Рекультивация как один из технологических процессов горного и промышленного производства, нерациональной хозяйственной деятельности человека, их завершающий этап, возникла вследствие необходимости ликвидации многообразного, в основном негативного влияния на окружающую среду. Проект рекультивации нарушенных земель разрабатывается для всех этапов развития предприятия и поврежденных территорий – строительства, поддержания мощности, реконструкции и ликвидации, являясь составной частью раздела «Оценка воздействия на окружающую среду».

  Целесообразность проведения рекультивации нарушенных земель с точки зрения уменьшения экологического ущерба и восстановления хозяйственной ценности земель не вызывает сомнений. Однако затраты на рекультивацию достаточно велики, а условия ее проведения достаточно индивидуальны. Поэтому для конкретных условий предприятий должны приниматься решения, отражающие специфику объекта рекультивации и снижающие капитальные затраты на проведение рекультивации.

  Направление при разработке проекта рекультивации нарушенных земель принимается на основании технических условий на рекультивацию земель, утвержденных собственником земли (лесниками, муниципалами и сельхоз).

   Восстановление земель, нарушенных в результате деятельности предприятий или человека (в случае свалок и полигонов отходов), может осуществляться в различных направлениях, выбор которых для каждого объекта рекультивации индивидуален и определяется нормативными документами. Практически все направления проведения рекультивации (кроме строительного) предполагают использование биопродукционных функций растительности при восстановлении земель под сельскохозяйственное или лесохозяйственное использование или природоохранной – при рекреационном или санитарно-гигиеническом направлении.

   Обеспечение требуемого качества рекультивированных земель – одно из показателей технического и технологического совершенства производства и ответственного природопользования, соответствия его современным экологическим требованиям и нормативам.



Этапы выполнения работ

1.   На первом этапе составляется техническое задание на рекультивацию нарушенных земель, в котором указываются:

- Наименование предприятия;

- Основание для проектирования;

- Район и площадка рекультивации;

- Режим работы предприятия;

- Основные источники обеспечения предприятия в период рекультивации сырьем, водой, теплом и электроэнергией;

- Основные технологические процессы и объекты;

- Необходимость разработки автоматизированных систем;

- Сроки рекультивации;

- Основные технико-экономические показатели;

- Требования по разработке вариантов проекта;

- Стадийность проектирования.

2.  Выбор подрядчика (генпроектировщика) – один из важнейших этапов. Как и в любом проектировании, в планировании рекультивации нет типовых решений. Каждая работа-это выбор оптимальных, научно-обоснованных и финансово оправданных решений. А качественно выполнить такую работу смогут лишь квалифицированные эксперты.

3.  Перед началом проектных работ проводят инженерно-геологические и инженерно-экологические изыскания, на основании которых составляют сетку профилей грунта рекультивируемой территории и подстилающих их слоев грунта основания, по ним определяют мощность загрязненного слоя, структуру подстилающих: слоев, степень их загрязненности и уровень грунтовых вод. Мощность загрязненного грунта, подлежащего удалению в основании свалки, определяют сравнением степени загрязнения его с нормативными значениями.

4.  В зависимости от местонахождения, категории рекультивируемых земель и желания заказчика, разработанный и утвержденный Заказчиком проект рекультивации проходит каскад согласований и утверждений в надзорных, согласующих и заинтересованных органах. В ходе этих процедур возможны внесения изменений в проект в случае обоснованности замечаний и пожеланий представителей всех инстанций.

5.  После завершения процедуры согласований и утверждения проекта, разрабатывается исполнительная (рабочая) документация для непосредственного исполнителя работ (генподрядчика) по рекультивации, предусмотренных согласованным проектом. Генпроектировщика рекомендуется привлекать для проведения авторского надзора.





Перечень исходной документации, необходимой для разработки

    Для каждого объекта перечень исходных данных составляется индивидуально. Наиболее распространенными необходимыми документами являются:

1.      - Решение на разработку документации;

2.      - Правоустанавливающие документы на объект капитального строительства;

3.      - Документация по земельному участку;

4.      - Исходно-разрешительная документация предусмотренная техническими и градостроительными регламентами;

5.      - Документация по инженерным изысканиям;

6.      - Характеристика нарушенных земель и их влияние на окружающую среду;

7.      - Топографическая съемка района нарушенных земель;

8.      - Свойства горных пород, степень пригодности их для биологической рекультивации согласно классификации;

9.      - Гидрологические изыскания;

10.  - Особенности и возможности естественного самозаростания отвалов;

11.  - Объемы вскрышных пород и отходов производства, складированных в отвалы и пригодных для вторичного использования, например в качестве строительных материалов;

12.  - Технические условия на рекультивацию земель, согласованные с будущими землепользователями;

13.  - Возможность использования снимаемого плодородного слоя для улучшения плодородия малоценных пород;

14.  - Ожидаемые условия обводнения выемок;

15.  - Приобретаемое оборудование (предложение заказчика);

16.  - Сертификаты на оборудование;

17.  - Технические характеристики на приобретенное оборудование.

Ответственность

   В соответствии с Уголовным законодательством Российской Федерации нарушение закона об экологической экспертизе или действие, повлекшее за собой прямые или косвенные тяжкие экологические и связанные с ними последствия, влечёт за собой уголовную ответственность.

      Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ от 30.12.2001 г., глава 8).

Статья 8.7 КоАП РФ. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв

1. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

 

2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.